Так мы делать не будем

Мы, дизайнеры, как и другие наемные работники, всегда хотим получить клиента-мечту. Чтобы принимал все проекты с первого раза, соглашался со всеми разумными доводами, да еще и денег всегда вовремя платил.

Но увы, такие «подарки судьбы» встречаются редко. Если не сказать очень редко. Чаще нам приходится объяснять каждый свой шаг, оправдываться за раздутую (по мнению заказчика) смету и противостоять неразумным и порой опасным «хотелкам».

Клиент всегда прав?

Иногда попадаются уникальные личности, по мнению которых, дизайнер должен еще обладать навыками НЛП. То есть умом клиент понимает, что эксперт прав. Но открыто признать доводы профессионала не может и просит внушить ему эту информацию как-нибудь… под гипнозом. Но ведь человек сам пришел к специалисту, наверное, отбирал по каким-то критериям. И среди множества дизайнеров выбрал именно его. Тогда почему такое недоверие? Почему эксперт должен тратить свое время (которое он мог бы потратить более рационально) на гипнотические сеансы и психологические внушения? Почему заказчики искренне считают, что говорить «нет» дизайнер не имеет права? Типа: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Возможно есть мастера, которые идут на поводу клиента, лишь бы не упустить заказ. Но лично я не иду на компромиссы с совестью и не делаю того, за что мне потом будет стыдно или, не дай бог, пострадают люди. Дизайнер имеет полное моральное право отказать клиенту, если требования заказчика в будущем могут привести к негативным последствиям как для самого клиента, так и для его соседей.

Я никогда не возьмусь за проект, в котором потребуется, например, затронуть капитальные стены или вынести батарею на лоджию. Если человек не осознает серьезность подобного решения, я сперва пытаюсь достучаться до его разума. Пытаюсь объяснить, что такое несанкционированное вторжение в капитальные конструкции может привести к частичному или полному разрушению здания, подвергает риску здоровье самого́ клиента, его близких и даже соседей. Получить разрешение на перенос радиатора или прорубание нового проема в несущей стене процедура хлопотная, по времени может длиться не один месяц. И очень велика вероятность отказа. Поэтому немногие добровольно идут на этот шаг, предпочитая все делать по-тихому. Но ведь это прямое нарушение закона. Грамотный профессионал никогда не возьмется проводить такого рода работы без разрешительных документов.

Я эксперт, который ценит свое время и время заказчика. И если чувствую, что клиент не слышит доводов разума, продолжает настаивать на своем — мы расстаемся. Это просто не мой человек и нам точно не по пути. Желаю каждому заказчику найти своего профессионала, а каждому дизайнеру — хорошего клиента. Легких ремонтов вам!